ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных критериев успешной деятельности
каждого учреждения дополнительного образования, каждого творческого объединения
и каждого педагога является результативная методическая деятельность как
процесс освоения новых средств, методов, методик, технологий, программ, позволяющих
развиваться, добиваться качественно новых результатов и становиться необходимыми
для детей, родителей, общества.
В связи с этим выдвигаются повышенные требования к
специальной подготовке методических и педагогических кадров, способных самостоятельно
и творчески решать задачи, возникающие в образовательном процессе.
Формирование личности учащегося, признание ее ценности
и необходимости для современного общества напрямую зависит от профессиональной
компетенции педагога.
Одной из актуальных проблем, оказывающих существенное
влияние на подготовленность кадрового потенциала, является развитие
педагогического и профессионального мастерства педагогов дополнительного
образования.
Основным элементом структуры методической службы,
который осуществляет проведение аналитической, организационно-методической,
информационной, консультативной, инновационной деятельности является методическое
объединение.
Предлагаемые методические рекомендации помогут
руководителю методического объединения и методистам в организации, реализации и
анализе деятельности методического объединения в учреждениях дополнительного
образования детей.
В сборнике приведен примерный перечень необходимых
документов для организации работы методического объединения.
Реализация методических рекомендаций в практической
деятельности учреждений дополнительного образования позволит ускорить процесс
совершенствования работы методического объединения, а также эффективной деятельности
методической службы в целом.
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ
Основным элементом структуры методической службы,
которое осуществляет проведение методической, образовательной, инновационной
работы в учреждении является методическое объединение.
Методическое объединение – это объединение педагогов в
творческие группы по признаку образовательной области, заявленной в Уставе учреждения
и по признаку рода деятельности педагогов, реализующих направления воспитательной
работы в соответствии с Концепцией и Программой развития учреждения,
воспитательной системой.
Основное назначение методического объединения –
комплексное осуществление методического сопровождения деятельности педагогов,
содействие их полноценному личностному и профессиональному развитию, внедрение
в практику образования новых педагогических технологий, повышение квалификации
педагогов на рабочем месте.
Методическое объединение организуется с целью создания
условий для творческой работы и повышения профессионального мастерства
педагогов дополнительного образования.
Деятельность методического объединения направлена на
выполнение следующих задач:
·
изучение и
распространение нормативно-правовой, учебно-методической документации по
вопросам дополнительного образования детей;
·
анализ
учебно-программной документации, внесение в учебные программы корректив,
разработка авторских программ;
·
совершенствование
методики проведения различных видов занятий учебно-методического комплекса;
·
проведение
анализа занятий педагогов методических объединений, анализ учебно-методической
документации;
·
организация повышения
квалификации педагогических кадров путем проведения открытых занятий,
проблемных семинаров, творческих мастерских и т.д.;
·
ознакомление с
программно-методическим материалом педагогов дополнительного образования;
·
изучение и
использование в учебном процессе новых педагогических и информационных
технологий;
·
составление
паспортов комплексного методического обеспечения творческих объединений,
осуществление диагностики и анализа работы педагога.
ПРИМЕРНЫЙ
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
1.
Приказ о создании
методического объединения.
2.
Приказ о
назначении руководителя методического объединения.
3.
Функциональные
обязанности руководителя методического объединения.
4.
Положение о
методическом объединении.
5.
Тема методической
работы.
6.
Анализ работы за
прошедший год.
7.
План работы
методического объединения.
8.
Банк данных
педагогов методического объединения.
9.
Диагностика
профессиональных потребностей педагогов методического объединения.
10. Банк данных методической продукции (методические
рекомендации, разработки, пособия, творческие отчеты, сценарии мероприятий и
др.)
11. Банк данных образовательных программ по данному направлению.
12. Адреса педагогического опыта.
13. Протоколы заседаний методического объединения.
ПРИМЕРНЫЙ ПРИКАЗ
О СТРУКТУРЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОУДОД
Приказ о создании методического объединения и приказ о
назначении руководителя методического объединения могут быть объединены.
Полное наименование образовательного учреждения
дополнительного образования детей
ПРИКАЗ
От ____ 200 г.
О структуре методической
Службы
В целях научно-методического обеспечения содержания
образования в учреждении, освоения новых педагогических технологий,
воспитательных систем, создания благоприятных условий для развития
профессионального мастерства педагогических кадров
ПРИКАЗЫВАЮ:
Утвердить следующую структуру методической службы
ОУДОД:
1.1. Методический совет учреждения, деятельность
которого регулируется Положением о методическом совете.
1.2. Методические объединения, деятельность которых
регулируется Положением о методическом объединении учреждения осуществляют свою
деятельность в соответствии с наличием образовательных областей в учреждении:
·
МО
декоративно-прикладного направления;
·
МО авиа -и
ракетомодельного направления;
·
МО судомодельного
направления;
·
МО по картингу;
·
МО по моделированию
по прикладным видам технического
творчества;
·
МО по
начально-техническому моделированию.
1.3. Основные задачи МО:
·
анализ
программно-методического и учебно-методического
обеспечения образовательного процесса;
·
освоение новых
педагогических технологий;
·
освоение модели
воспитательной системы;
·
педагогический
мониторинг;
·
инновационная и
научно-исследовательская деятельность по образовательным областям;
·
анализ
диагностических материалов по профессиональной компетентности педагога
дополнительного образования;
·
подготовка
педагога к аттестации.
1.4.
Назначить руководителем методического совета
заместителя директора по УМР (методиста)
______________
1.5. Назначить руководителями МО ______ Ф. И. О.
1.6. Контроль за исполнением приказа оставляю за
собой.
Директор
____________ роспись _____________/Ф.И.О./
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ОБЯЗАННОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЯ
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Должность
руководителя методического объединения является значимой и незаменимой, так как
именно руководитель методического объединения способствует успеху внедрения
педагогических инноваций в образовательный процесс конкретного направления
деятельности.
Руководитель
методического объединения должен сочетать в себе следующие качества:
·
неформального лидера;
·
инициатора методических дел;
·
мотиватора творческого энтузиазма педагогов;
·
проводника новых знаний и передовых идей.
В своей
деятельности руководитель методического объединения реализует следующие функции:
·
аналитическую (анализ плана методического объединения,
состояния качества преподавания, уровня профессиональной компетенции педагога,
результативности обучения и др.);
·
планово-прогностическую (планирование работы
методического объединения, учебы педагогов в рамках методического объединения;
изучение и обобщение педагогического опыта и др.);
·
организаторскую (организация заседаний методического
объединения, творческих отчетов педагогов, взаимопосещений занятий, взаимосвязь
с другими методическими объединениями и др.);
·
регулирующую (регулирование процесса образования и
профессиональных отношений).
Утверждаю:
Директор ОУДОД
_________ Ф.И.О.
«___» _____
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О
МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
1.
Общие положения
1.1. Методическое объединение – это объединение
педагогов в творческие группы по признаку образовательной области, заявленной в
Уставе УДО и по признаку рода деятельности педагогов.
1.2. Методическое объединение является основным
структурным подразделением методической службы в центре, осуществляющим
проведение методической, образовательной, инновационной работы по одной образовательной
области или по смежным образовательным областям.
1.3. Методическое объединение организуется при наличии
не менее трех педагогов дополнительного образования по одной образовательной
области или смежных образовательных областей.
1.4. Количество и численность методических объединений
утверждается приказом директора центра.
1.5. Методические объединения непосредственно
подчиняются заместителю директора по учебно-методической работе (методисту).
1.6. Основные направления деятельности, содержание,
формы и методы работы методического объединения определяются его членами.
2.
Цели,
задачи и содержание деятельности
методического объединения
2.1. Целью деятельности методического объединения
является создание условий для творческой работы и повышения профессионального
мастерства педагогов дополнительного образования технической и
декоративно-прикладной направленности.
2.2. Деятельность методического объединения направлена
на выполнение следующих задач:
- изучение и распространение нормативно-правовой,
учебно-методической документации по вопросам дополнительного образования детей
технической и декоративно-прикладной направленности;
- анализ учебно-программной документации, внесение в
учебные программы корректив, разработка авторских программ;
- совершенствование методики проведения различных
видов занятий, учебно-методического комплекса оснащения образовательного процесса;
- проведение анализа занятий педагогов методических
объединений, анализ учебно-методической документации;
- организация повышения квалификации педагогических кадров
путем проведения открытых занятий, проблемных семинаров, творческих мастерских
и т.д.;
- ознакомление с программно-методическим материалом
педагогов дополнительного образования;
- изучение и использование в учебном процессе новых
педагогических и информационных технологий;
- составление паспортов комплексного методического
обеспечения творческих объединений, осуществления диагностики и анализа работы
педагога.
3.
Основные
формы работы в методических объединениях
- семинары, совещания, творческие отчеты педагогов;
- открытые занятия;
- мастер-классы;
- круглые столы;
- доклады, сообщения, дискуссии по
вопросам воспитания и образования обучающихся;
- заседания методических объединений.
4.
Организация
деятельности методического объединения
4.1. Методическое объединение избирает руководителя;
4.2. план работы методического объединения
утверждается заместителем директора по методической (учебно-методической)
работе;
4.3. в течение учебного года проводится не менее 4-х
заседаний методических объединений, практических семинаров с организацией
тематических открытых занятий;
4.4. заседания методического объединения оформляются в
виде протоколов;
4.5. в конце учебного года руководитель методического
объединения анализирует работу
методического объединения и принимает на хранение план работы, тетрадь протоколов
заседаний методических объединений, отчет о проделанной работе (срок хранения 3
года).
5. Документация методического объединения
1.
Приказ о создании
методического объединения.
2.
Приказ о
назначении руководителя методического объединения.
3.
Положение о
методическом объединении.
4.
Функциональные
обязанности руководителя методического объединения.
5.
Тема методической
работы.
6.
Анализ работы за
прошедший год.
7.
План работы
методического объединения.
8.
Банк данных
педагогов методического объединения.
9.
Диагностика
профессиональных потребностей педагогов методического объединения.
10. Банк данных методической продукции (методические
рекомендации, разработки, пособия, творческие отчеты, сценарии мероприятий и
др.)
11. Банк данных образовательных программ по данному направлению.
12. Адреса педагогического опыта.
13. Протоколы заседаний методического объединения.
ФОРМЫ РАБОТЫ
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ
ФОРМЫ РАБОТЫ МО
ЕДИНАЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА
Единая методическая тема – это
конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических
аспектов определенной проблемы, предмет методического исследования. Выбор
методической темы обусловлен личным практическим педагогическим опытом
методистов, педагогов, спецификой работы.
Этапами работы могут быть: выбор и
обоснование темы, определение целей и задач, составление плана; отбор форм и
методов работы над темой; накопление, систематизация и анализ теоретического и
практического материала по теме; экспериментальная проработка материала,
конструирование опыта; выпуск методической продукции; определение значения
наработанного и сферы его применения.
Определяется конкретный вопрос в
соответствии с проблемой. Он может частично или полностью решить эту проблему.
Методическая тема определяет
дидактический, психолого-педагогический интерес в сфере совершенствования
методического обеспечения образовательного процесса по направлению.
Наиболее часто в педагогической практике
встречаются методические темы, связанные с разработкой индивидуальной методики
преподавания по тому или иному направлению, с освоением инновационной
педагогической практики.
Примерные темы:
- формирование ключевых компетенций
обучающегося на основе использования методов активного обучения;
- аксиологические ценности предметного
содержания и их интеграция в воспитательный процесс;
- технологии работы с содержанием
учебного материала в личностно ориентированных образовательных системах;
- методика рейтингового оценивания
обучающихся.
Итогом работы над единой методической
темой могут быть рекомендации по улучшению образовательного процесса в рамках
той или иной предметной области или нескольких областей сразу.
Формы организации методической работой
над единой темой таковы:
- методические недели по единой теме;
- создание творческих микрогрупп;
- работа временных инициативных групп по
подготовке к педагогическим советам, семинарам;
- самообразование;
- опытно-экспериментальная работа;
- «круглый» стол;
- консультации, анкетирование;
- координация деятельности методических
объединений как внутри учреждения, так и с другими методическими объединениями
ОУ по единой тематике;
- школы передового опыта;
- научно-методические конференции
педагогов, методистов;
- творческие отчеты.
При планировании работы над методической
темой рекомендуется провести анкетирование среди педагогов в целях более
детального осмысления целей предстоящей работы.
АНАЛИЗ
РАБОТЫ
С анализом работы за прошедший год
руководитель методического объединения выступает на вводном заседании.
Цель и задачи анализа:
·
определение
степени влияния работы методического объединения на развитие образовательного
процесса и формирование его эффективности, уровня творческого роста каждого
педагога и коллектива в целом;
·
проведение
анализа деятельности методического объединения;
·
оценка
результативности его работы;
·
определение путей
совершенствования деятельности методического объединения.
Примерная
структура анализа методической работы:
1. Цель, задачи, которые ставились перед методическим
объединением.
2. Методическая тема, над которой
работало методическое объединение, насколько она согласуется с методической темой учреждения.
3. Сколько заседаний методического
объединения проведено?
Тематика заседаний.
Насколько вопросы, вынесенные на заседания, позволили решать поставленные задачи?
4. Кто, в какой форме, с какой целью
проводил открытые занятия? Результативность открытых занятий.
5. Состояние преподавания
и качество знаний, умений, навыков обучающихся в динамике. Причины
наиболее высоких и наиболее низких показателей по группам.
6. Эффективность воспитательной работы по
образовательному направлению.
7. Участие обучающихся в олимпиадах,
смотрах, конкурсах, конференциях, соревнованиях, выставках. Результативность
данного участия в динамике.
8. Какие формы работы с кадрами успешно используются
в методическом объединении?
9. Какие инновации внедряются в работу
методического объединения?
10. Работа по методическому обеспечению
учебного и воспитательного процессов.
11. Какие новые образовательные программы
осваиваются педагогами – членами методического объединения, ведется ли
преподавание по авторским программам?
12. Микроклимат в методическом
объединении.
13. Проблемы, над которыми предстоит работать членам методического
объединения в следующем учебном году.
Оценивается, что удалось в работе, над
чем предстоит работать. При выявлении проблем (неудовлетворительные результаты
деятельности) анализируются причины возникновения проблем, определяются
направления преобразований.
При анализе составляется характеристика
кадрового обеспечения, количественный и качественный состав работников.
Перечисляются формы работы, которые
применялись в работе методического объединения.
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Планирование – заранее
намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и
сроки выполнения работы.
План
работы методического объединения составляется на основе анализа прошлогодней
работы, а также с учетом конкретных условий: образования и опыта работы педагогов.
При планировании работы необходимо
учитывать, насколько задачи, поставленные
в плане работы на текущий год, вытекают из анализа прошлой работы и
обозначившихся при этом проблем.
Планирование начинается с определения
цели, т.е. результата, который необходимо получить. Если цель реальна, она
вызывает у педагогов активность, мотивирует, побуждает к действию. Цель в
работе может быть общего характера – например, повышение педагогического
мастерства педагога дополнительного образования или совершенствование образовательного
процесса.
Намечается ряд задач, направленных на
систематизацию деятельности по созданию оптимальных условий для достижения
поставленной цели.
За учебный год должно быть проведено не
менее 4-х заседаний. Каждое заседание может быть посвящено какой-то
определенной теме, соответственно все вопросы методического объединения будут
связаны с изучением данного вопроса.
При планировании заседаний методического
объединения рекомендуется выносить следующие вопросы: изучение нормативных
документов, новинок методической и педагогической литературы, статей
специфических журналов для учреждений дополнительного образования; выносить на
обсуждение вопросы психологии, педагогики.
Межсекционная работа должна включать
следующие направления деятельности:
·
работа по
изучению и внедрению передового педагогического опыта и новых технологий
обучения; обобщение опыта работы педагогов методического объединения;
·
открытые занятия,
мастер-классы педагогов;
·
повышение
квалификации педагогов внутри методического объединения и за его пределами;
·
воспитательная
работа по образовательному направлению;
·
работа по
совершенствованию оснащения предметных лабораторий;
·
деятельность по
совершенствованию организации занятий, открытые занятия, взаимопосещение
занятий;
·
работа по
внедрению новых форм проверки знаний, умений и навыков
учащихся, контроль за уровнем обученности учащихся.
Одно из главных направлений в работе
методического объединения – научить педагогов дополнительного образования
технологии анализа и самоанализа проведенного занятия. Это один из эффективных
путей совершенствования педагогического мастерства.
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
Уровень знаний и навыков
учащихся, педагогическое мастерство педагога
оцениваются,
в основном, во время посещения учебных занятий. На занятии концентрируется вся
деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические
умения, способность организовать самостоятельную работу всех учащихся.
Реальная ценность занятия – его результат; степень
усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни
пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, занятие эффективным
назвать нельзя. На занятии ребята должны усвоить намеченный объем знаний,
выработать нужные навыки и умения.
Более детально наблюдение за занятием должно
охватывать:
1) Организационную сторону занятия. Присутствующий устанавливает, своевременно ли
приходит педагог в лабораторию, подготовлены
ли пособия, оборудование,
мел, доска, готовы ли ребята к
занятию, санитарное состояние лаборатории, дежурство и общий порядок.
2) Содержание занятия. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога,
устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия
в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние
достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства
наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов учащихся,
глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи.
3) Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог
содержание материала в воспитательных целях, какова система требований педагога. Приучены ли ребята к труду,
самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог
внимание на поведение учащихся, их отношение к работе, взаимопомощь,
принципиальность, деловитость,
дисциплину.
4) Методическую сторону занятия:
а) руководитель обращает внимание на методы опроса,
приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на
опрос, углубление знания во время опроса;
б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога
во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается
преподаватель развития мышления учащихся, их самостоятельности и индивидуальных
способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал,
какие из современных методов преподавания используются;
в) как применяются наглядные и технические средства
обучения;
г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных
работ;
д) выработка
умений делать чертежи, схемы, технологические карты.
5) Особенности поведения педагога на занятии. Не меньший интерес для руководителя представляет и
роль педагога на занятии как организатора и дирижера, его культура, речь, такт,
одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учащимися.
При анализе занятия необходимо учитывать такие конкретные
обстоятельства:
а) особенности темы. Могут быть занятия, где
нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, работать с
литературой;
б) наличие кабинетов, технических средств,
наглядных пособий, нужных книг в
библиотеке. Анализируя занятие, важно обратить внимание, всё ли использовал
педагог, но вместе с тем
предъявлять реальные разумные требования; в) состав данной группы, уровень
развития и способностей учащихся;
г) индивидуальность
педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья,
прежние результаты работы
При
проведении анализа занятия рекомендуется выполнение следующих пунктов:
1.
Оценка занятия
самим педагогом дополнительного образования.
2.
Раскрытие
положительных сторон занятия, анализ педагогического мастерства педагога
дополнительного образования.
3.
Проанализировать
допущенные недостатки с указанием причин.
4.
Дать рекомендации
по устранению недостатков.
5.
Результаты
анализа, запись выводов и предложений в специальный журнал посещения занятий
(см. Приложение 3).
В конце учебного года целесообразно
проанализировать план работы. Одним из возможных вариантов анализа может
служить методика оценочного листа.
Каждый педагог получает таблицу
проведенных дел, в которой отмечает степень личного участия, дает оценку своей
полезности (лично для педагога) по 10-бальной шкале, предложения.
После обработки данных можно сделать
выводы о полезности проведенного мероприятия, необходимости использовать данную
форму в дальнейшем, оценить личное участие каждого педагога, проанализировать
предложения.
ЛИСТ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГАМИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
№ п/п |
Наименование события (примерный вариант) |
Оценка полезности проведенного дела |
Коэффициент личного участия |
Анализ и предложения |
1. |
План работы методического
объединения |
|
|
|
2. |
Тематика заседаний
методического объединения |
|
|
|
3. |
Работа по повышению
квалификации педагогов внутри методического объединения |
|
|
|
4. |
Анализ качества знаний, степени обученности учащихся
по направлению |
|
|
|
5. |
Воспитательная работа методического объединения |
|
|
|
6. |
Обобщение, распространение
передового опыта |
|
|
|
7. |
Ознакомление с новой
педагогической и методической литературой |
|
|
|
8. |
Организация и проведение
открытых занятий членами методического объединения |
|
|
|
9. |
Лекции приглашенных специалистов |
|
|
|
10. |
Другие мероприятия (перечислить) |
|
|
|
БАНК ДАННЫХ ПЕДАГОГОВ
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Кадровый состав педагогов дополнительного образования
№ |
Ф.И.О. дата рождения |
Должность |
Образование |
Наимено- вание кружка |
Стаж
работы, квалификац.
катег.
(разряд) |
Курсы повыш. квалификации, № св-ва |
Адрес и те- лефон |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
ДИАГНОСТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
ПЕДАГОГОВ
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Диагностика – понятие, включающее в себя
аналитическую, собственно-диагностическую, оценочную, коррекционную,
ориентационную и информационную функции.
В данном случае собственно-диагностическая функция
предполагает выявление знаний, умений, опыта педагогов дополнительного
образования, а также проблем и трудностей в работе, предложений по
совершенствованию работы методического объединения.
Диагностика профессиональных потребностей педагогов
методического объединения может проводиться в виде тестирования, анкетирования.
Анкетирование педагогов дополнительного образования
Вопросы анкеты:
1.
Ф.И.О. педагога
(методиста).
2.
Название
творческого объединения.
3.
Ведущая проблема
(тема) самообразовательной работы.
4.
Какие проблемы
педагогики вас интересуют?
5.
Какие проблемы
наиболее актуальны в работе вашего творческого объединения?
6.
Какие условия
необходимы для вашей успешной работы?
7.
Какие результаты
вы планируете получить?
8.
В чьей помощи вы
нуждаетесь? Каков характер данной помощи?
9.
Какой опыт работы
вы могли бы предложить своим коллегам?
10. Ваши предложения по совершенствованию работы
методического объединения.
БАНК ДАННЫХ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
(методические рекомендации, разработки, пособия,
творческие отчеты, сценарии мероприятия и др.)
№ |
Наименование работы |
Кто подготовил |
Кем и когда утверж- дено (рассмотрено, согласовано) |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
4. |
|
|
|
БАНК ДАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
№ п/п |
Наименование программы |
Вид программы (типовая, адаптированная, модифицированная, авторская, экспериментальная) |
Кол-во часов на каждую группу |
||||
Всего часов по программе |
1 год обучен. |
2год обучен. |
3 год обучен. |
4 год и послед. |
|||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
|
АДРЕСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
№ п/п |
Ф.И.О. |
Занимаемая должность |
Название опыта |
Где рассматривался |
Когда обобщен |
Адрес |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
ФОРМА ПРОТОКОЛА
ЗАСЕДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Протокол № …
заседания методического объединения
педагогов дополнительного образования
от (дата)
Присутствовало: (… человек)
(явочный лист прилагается)
Руководитель МО: (Ф.И.О, должность)
Секретарь: (Ф.И.О, должность)
Повестка дня:
(план заседания)
1.
2.
3.
1. Слушали: …
Выступили: …
2. Слушали: …
Выступили: … и т. д.
Решение:
1.
2.
3.
Руководитель МО: (подпись)
Секретарь (подпись).
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ОБЯЗАННОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЯ
МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
1.
Общие положения
1.1.
Руководитель методического объединения назначается и
освобождается
от исполнения обязанностей директором учреждения по представлению заместителя директора по
методической работе. На период отпуска и временной нетрудоспособности руководителя
методического объединения его обязанности могут быть возложены на методиста или
педагога дополнительного образования из числа наиболее опытных педагогов.
Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора учреждения,
изданного с соблюдением
требований законодательства о труде.
1.2. Руководитель
методического объединения должен иметь высшее профессиональное образование и
стаж работы не менее 3-х лет на педагогических руководящих должностях.
1.3. Руководитель
методического объединения подчиняется непосредственно заместителю директора
по методической работе.
1.4. В своей деятельности руководитель
методического объединения руководствуется Конституцией Российской Федерации,
законом Российской Федерации «Об образовании», Указами Президента Российской
Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления
образованием по вопросам образования и воспитания, Конвенцией о правах ребенка, типовым положением об
образовательном учреждении дополнительного образования детей, а также Уставом
и локальными правовыми актами учреждения, трудовым договором (контрактом),
принципами дидактики, основами педагогики и возрастной психологии, общими и частными
технологиями преподавания; владеет методиками выявления, обобщения и распространения
эффективных форм и методов педагогической работы, принципами методического обеспечения учебного предмета
или направления деятельности, принципами и порядком разработки
учебно-программной документации, принципами организации и содержания
работы методических объединений педагогических учреждений, принципами
систематизации методических и информационных материалов, основами работы с
издательствами, основами трудового законодательства, правилами и нормами
охраны труда и противопожарной защиты.
2.
Функции
Основными
направлениями деятельности руководителя методического объединения
являются:
2.1. Организация
методической работы закрепленной группы педагогов дополнительного
образования.
2.2. Руководство и
контроль методической работы закрепленной группы педагогов дополнительного
образования.
3.
Должностные обязанности
Руководитель методического объединения
выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Анализирует:
- проблемы методической работы закрепленной группы
педагогов до-полнительного образования;
- результаты методической работы закрепленной группы педагогов до-полнительного
образования;
- форму и содержание посещенных уроков и других видов деятельности (не менее 60 часов в
год).
3.2. Прогнозирует:
- последствия
запланированной методической работы.
3.3. Планирует и
организует:
- текущее и
перспективное планирование деятельности закрепленных педагогов;
- разработку необходимой
методической документации;
- осуществление
контроля выполнения программы и объективности оценки результатов образовательной
подготовки обучающихся у закрепленных педагогов;
- повышение квалификации и
профессионального мастерства закрепленных педагогов.
3.4. Координирует:
- разработку необходимой
методической документации закрепленными педагогами;
-
работу закрепленных педагогов по
выполнению учебных планов и программ.
3.5. Руководит:
- методической работой
методического объединения.
3.6. Контролирует:
- методическую работу своего методического
объединения;
- объективность оценки результатов образовательной подготовки обу-чающихся педагогами
дополнительного образования своего методического объединения.
3.7. Принимает участие:
- в разработке методических документов,
обеспечивающих учебный процесс;
- в корректировке планов и
программ педагогов своего методического объединения.
3.8.
Консультирует:
- педагогов своего
методического объединения по вопросам методической работы.
3.9.
Проводит экспертизу и оценивает:
- методические разработки педагогов
дополнительного образования своего методического объединения.
3.10.
Редактирует:
- подготовленные к изданию
методические материалы своего методического объединения.
4.
Права
Руководитель методического объединения учреждения дополнительного образования имеет
право:
4.1.
В порядке, определенном уставом, присутствовать на
занятиях и ме-роприятиях, проводимых с учащимися, их родителями, работниками учреждения.
4.2.
В порядке, определенном уставом, давать распоряжения,
указания ра-ботникам образовательного учреждения и требовать их исполнения.
4.3.
Представлять на рассмотрение директора предложения по
вопросам деятельности
структурного подразделения.
4.4.
Получать от руководителей и специалистов учреждения
информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
4.5.
Подписывать документы в пределах своей компетенции.
4.6.
Требовать от руководства учреждения оказания содействия
в исполнении
своих должностных обязанностей.
5.
Ответственность
Руководитель методического объединения учреждения несет ответственность:
5.1. За неисполнение или
ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с трудовым
законодательством.
5.2. За правонарушения,
совершенные в период осуществления своей дея-тельности, в соответствии с
действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.
5.3. За причинение
материального ущерба в соответствии с действующим законодательством.
6.
Взаимоотношения. Связи по должности
Руководитель методического объединения:
6.1. Планирует свою работу
на каждый учебный год и каждое полугодие под руководством заместителя директора по
методической работе.
6.2. Представляет
непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности объемом не
более трех машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого полугодия и
учебного года.
6.3. Получает от директора
и непосредственного руководителя информацию нормативно-правового и
организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими
документами.
6.4. Систематически
обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с
педагогическими работниками и заместителями директора учреждения.
6.5. Передает
непосредственному руководителю информацию, полученную на совещаниях и
семинарах, непосредственно после ее получения.
Приложение 2
ПРИМЕРНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
ЧЛЕНОВ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Функции
Основными направлениями деятельности
членов МО являются:
·
анализ состояния
методической и учебно-воспитательной работы в учреждениях по направлениям;
·
прогнозирование
тенденции развития дополнительного образования детей области по направлениям;
·
консультирование
педагогов дополнительного образования по методическим вопросам;
·
совершенствование
организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях дополнительного
образования детей.
Права членов
МО
·
готовить
предложения и рекомендации по вопросу повышения квалификационного разряда педагога
дополнительного образования;
·
вносить
предложения об улучшении учебного процесса в УДОД;
·
рекомендовать к
публикации лучшие материалы передового педагогического опыта;
·
ставить вопрос
перед администрацией о поощрении педагогов дополнительного образования
методического объединения за активное участие в экспериментальной деятельности;
·
рекомендовать
педагогам дополнительного образования различные формы повышения квалификации,
обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания
обучающихся;
·
вносить
предложения по организации и содержанию аттестации педагогов дополнительного
образования.
Обязанности членов МО
·
участвовать в
одном из методических объединений, в заседаниях методических объединений,
практических семинарах, в разработке и проведении открытых мероприятий
(занятий, массовых мероприятий);
·
иметь собственную
программу профессионального самообразования;
·
стремиться к
повышению уровня профессионального мастерства;
·
каждому члену
методического объединения необходимо знать тенденции развития методики
преподавания своего направления, Закон РФ «Об образовании», нормативные
документы, методические требования к квалификационным категориям, владеть
основами самоанализа педагогической деятельности.
Приложение 3
СХЕМА АНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ
I.
Подготовка к посещению занятия и его анализу:
1.Ознакомление с программой и
объяснительной запиской к программе.
2.Изучение прежних записей о посещенных занятиях и
беседа с другими руководителями о данном педагоге.
3.Краткий просмотр журнала перед
посещением занятия.
4.Ознакомление по плану с содержанием
занятия.
II. Цель
посещения (изучение стабильности занятия, состояние
учебно-воспитательной и массовой работы, изучение опыта работы руководителя, оказание
методической помощи).
III.
Непосредственное наблюдение занятия и его анализ:
Организационная сторона занятия (оргмомент):
-своевременность начала занятия, продолжительность
занятия в учебных часах по расписанию;
-подготовка лаборатории, руководителя и учащихся к
занятию;
-наличие наглядных пособий, технических средств
обучения, оснащённость рабочих мест;
-использование в организации работы актива кружка;
-своевременный приход кружковцев, их внешний вид;
-рабочая обстановка, дисциплина и чёткость
организации, умение сосредоточиться на главном, отсутствие отвлекающих
разговоров, неуместных замечаний, потеря времени на второстепенные разговоры.
IV. Ход
занятия
Тема, как она
преподносится. Соответствие назначения темы ее содержанию. Глубина и полнота
раскрытия темы в изложении руководителя (научность, идейность, современность,
доказательность), связь учебного материала с жизнью.
V. Содержание и научность занятия:
а/ глубина и основательность ответов кружковцев;
б/ качество знаний, умений и навыков учащихся;
в/ элементы повторения;
г/ воспитательная направленность занятий;
д/ соблюдение учащимися мер техники
безопасности;
е/ работа руководителя над едиными требованиями
кружковцев;
ж/ формы работы с педагогически запущенными детьми;
з/ умение пропагандировать техническую книгу,
периодическую печать;
и/ наличие перемен в ходе занятий.
VI. Методическая сторона занятия:
-постановка цели;
-плановость и чёткость в изложении нового
теоретического материала;
-использование наглядных пособий и ТСО;
-методы активизации, развитие самостоятельности и
логического мышления учащихся;
-умение увлечь работой всех учащихся, их
работоспособность, увлечённость, аккуратность;
-эффективность упражнений и закрепления;
-работа по совершенствованию занятий, умений, навыков
и речи;
-что заслуживает внимание в работе руководителя кружка
для обобщения и распространения.
VII. Поведение руководителя на занятиях (педагогический
такт, манеры, одежда, культура речи).
VIII. Анализ заключительной части занятия
Достижение цели занятия, подведение итогов работы,
организация уборки помещения, организованный уход детей домой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданов Р.У. Концепция учреждений дополнительного
образования как основа творческой индивидуальности. – СПб, 1998г.
2. Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по анализу
учебного занятия. – М., 1999г.
3. Буйлова Л.Н. Кочнева С.В. Организация методической
службы учреждений дополнительного образования детей. – М.: «Владос», 2001г.
4. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. –
Оренбург, 1992г.
5. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное
образование детей: методическая служба. – Ростов, Издательство «Учитель», 2005г.
6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. –
Ростов, Издательство «Учитель», 2004г.
7. Медведева О.П. Педагогические условия творческого
саморазвития личности учащегося в учреждении дополнительного образования. –
Ростов н/Д., 2003г.
8. Соколова И.А. Методические основы педагогики
дополнительного образования детей. – «Дополнительное образование» 2003г. №1.
9. Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования
детей: инновационная социально-педагогическая модель. – М., 1996г.
10. Журнал «Внешкольник» 1999г. №№ 7 – 8.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………..…………………...................................3
Ø Методическое объединение…………………………………………….4
Ø Примерный перечень документации методического
объединения…………………………………………………………......4
Ø Примерный приказ о структуре методической
службы ОУДОД…………………………………………………………5
Ø Функциональные обязанности руководителя методического
объединения……………………………………………………………..6
Ø Примерное Положение о методическом объединении…………….....7
Ø Единая методическая тема……………………………………………..10
Ø Анализ работы…………………………………………………………..11
Ø План работы методического объединения…………………………....13
Ø Анализ занятия………………………………………………………….14
Ø Диагностика профессиональных потребностей педагогов
методического объединения…………………………………………...16
Ø Форма протокола заседания методического объединения…………..18
Приложение 1:
Ø Примерные функциональные обязанности руководителя
методического
объединения…………………………………………...19
Приложение 2:
Ø Примерные функциональные обязанности членов
методического
объединения…………………………………………...22
Приложение 3:
Ø Схема анализа занятия…………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………....25