зав. отделом по УВР ЦД(Ю)ТТ Липецкой области Ивченко И.Н.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК ЦЕЛЬ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Профессия играет важную роль в жизни каждого человека. От того где, кем и как мы работаем, зависит и то, как мы себя чувствуем, и то, как к нам относятся другие. В связи с проблемами профессионального самоопределения важную роль играет психологический аспект, связанный с установлением границ интересов учащихся при выборе профессии (внутренних и внешних). Внутренние интересы возникают из личностных потребностей. Стремление к творческой деятельности, общению, предпочтение интеллектуальных или физических нагрузок являются основой внутренних мотивов. Внешние интересы связаны с включением человека в социальную среду. Мотивы, которые формируются под влиянием окружения, связаны с заработком, престижем и т.п. Внутренние мотивы являются более важными, поскольку именно благодаря им возникает ощущение личного успеха. Внешние мотивы тоже ведут к успеху, но качество этого успеха зависит от того, как он будет оценен другими. В соответствии с "Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года" в школе предусматривается предпрофильное и профильное обучение учащихся. На средней ступени общеобразовательной школы профильному обучению должна предшествовать предпрофильная подготовка. Её основная цель – ориентация обучающихся в мире профессий, выявление их интересов и способностей. А основная цель профильного обучения – обеспечить каждому обучающемуся эффективные условия для максимального развития его способностей, склонностей, профессиональных интересов и удовлетворения познавательных потребностей. Приведу возможные примеры профильного обучения в системе УДОД: • создание нового поколения дополнительных образовательных программ – программ вариативных элективных курсов; • модель взаимодействия УДОД и школы (через профильные классы, творческие объединения, научные лаборатории со специальной программой);
• модель взаимодействия учреждений среднего и высшего профессионального образования с учреждениями дополнительного образования; • программа обучения учащихся с элементами профилизации и т.д.
В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, что одно основное образование без дополнительного не в состоянии выполнить этот социальный заказ общества. Почему же в данном вопросе особое место уделяется именно учреждениям д/о? • содержание д/о определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов; • учреждения д/о предоставляют ребёнку многообразие функций деятельности; • социально-педагогическая деятельность д/о способствует обеспечению полноценного развития детей; • д/о дает возможность формирования ранней профессиональной ориентации у учащихся. В связи с проблемами профессионального самоопределения, важную роль играет возрастной аспект, связанный с установлением границ профессионального отбора.
Существуют 4 этапа динамического профессионального процесса. Изменения отношения к профессии в зависимости от возраста 1-ый этап: С 7 лет отношение к профессии формируется под влиянием собственных интересов и на основе личного примера родителей. 2-ой этап: С 12-13 лет подросток активно вступает в мир социальных взаимоотношений. Для него становится важно, что о нём думают, говорят окружающие. Т.к. оценка профессии включает в себя и её престижность. 3-ий этап: К 15-16 годам встаёт проблема реального выбора. При оценке учитываются такие моменты, как уровень зарплаты, возможность получить образование, возможность получить реальную работу в начале профессионального пути.
4-ый этап: (к 16-18 годам) знания о профессиях становятся более разнообразными и глубокими: а) устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается и обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов; б) знания о специальностях всегда как бы "привязаны" к человеку, то есть мы скорее накапливаем информацию о профессионалах, а не о профессиях и это влияет на наш выбор профессии. Эти факторы необходимо учитывать педагогу, планируя введение элементов предпрофильной подготовки в процесс обучения. Я рассказала о теоретических аспектах вопроса, перейду к практике. Исходя из опыта работы Центра, можно сказать, что реализация допрофессиональной подготовки осуществляется в сфере дополнительного образования в двух возможных образовательных пространствах как через углубленное изучение отдельных курсов, так и через участие в соревнованиях, профессиональных конкурсах, выставках. Мы не можем сказать, что в нашем Центре сложилась окончательная система профилизации образования; на данном этапе можно говорить лишь о переходе к данной системе (схема). Более подробно остановлюсь на трудностях, с которыми мы столкнулись при переходе на данное обучение и покажу примерные пути решения этих трудностей. • Методологическая трудность Технологии взаимодействия педагога и учащегося предполагают реализацию идеи его специализированной подготовки. Современные условия требуют от педагога принципиально новых знаний и умений. И самое главное – умение самому воспринимать знания, успевать за переменами. Как отмечалось на 2 (втором) образовательном форуме: все реформы образования будут обречены, если не будет меняться сам педагог, не будут меняться условия его работы. Для повышения социального статуса и профессионализма педагогов дополнительного образования в нашем учреждении разработана "Схема профессионально-творческого саморазвития личности педагога дополнительного образования" с вытекающими задачами, механизмом достижения, направлениями и методами работы по формированию педагога-профессионала в дополнительном образовании. Таким образом, мы решаем данную проблему путем проведения: • курсов повышения квалификации; • совещаний руководителей учреждений и руководителей методических служб области; • учебы на МО различного направления; • мастер-классов опытнейших педагогов; • ежегодных открытых занятий всех педагогов.
• Методическая трудность заключается в недостаточно высокой степени профессиональной готовности наших педагогов к разработке индивидуальных образовательных программ. Так, из пяти принявших участие в конкурсе программ в этом году – трое заняли 1,2,3 место в различных номинациях. В настоящее время в Центре реализуются 19 авторских и модифицированных программ по различным видам деятельности. Основное содержание работы в них нацелено на "приближение" учащихся к выбору профессии, удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, организация досуга. • Организационная трудность заключается в высокой степени концентрации материальных, интеллектуальных и методических ресурсов. Здесь имеется ввиду не только систематика существующих видов профильного обучения, но и возможность создания нового поколения дополнительных образовательных программ – программ вариативных элективных курсов. В идеале в создаваемых моделях сотрудничества оптимизируется УВР, предусматривающая диагностику и стимулирование познавательных способностей учащихся. Т.е. для того, чтобы успешно проводить работу по профориентации, важно знать, каковы установки и личностные особенности того или иного учащегося. В нашем Центре реализация сотрудничества идет по следующей схеме: 1-ым этапом грамотного построения работы педагога по профильному и предпрофильному обучению должно являться изучение "Степени удовлетворенности потребности учащихся услугами дополнительного образования". Как показала Диагностика, проведенная в нашем Центре, дополнительному образованию становится тесно в отведенных ему рамках. И одним из путей их расширения становится сближение образования дополнительного с общим, начальным, средним и высшим профессиональным образованием. 2-ой этап работы связан с развитием непосредственного сотрудничества с учреждениями образования, которое начинается с момента набора учащихся в творческие объединения: это ежегодные "Дни открытых дверей", "Ярмарка профессий", работа некоторых творческих объединений на базе школ. Сотрудничество с учреждениями профессионального образования заключается в открытии на их базе творческих объединений и проведения конкурсов профессионального мастерства. -Так педагог Полухин А.И. (творческое объединение "Столярный"), работая на базе мастерских ПЛ № 21, способствует получению профессиональных навыков для дальнейшей работы по профессиям столяра, плотника, паркетчика, тем самым помогая воспитанникам адаптироваться на рынке труда. - Работодателям сейчас необходимы специалисты, знающие технологию обработки различных материалов, умеющие применять эти знания на практике. С этой целью, например, в секции "Картинг" учащиеся овладевают приемами сварки, слесарного дела, выполняют ремонт двигателей и ходовых частей картов. Среди выпускников – студенты автомобильного факультета ЛГТУ, водители автобусов, такси и работники автосервиса; многие получают профессию автослесаря по ремонту автомобилей в профессиональном лицее № 12. Сотрудничество с высшими профессиональными учреждениями укрепляется ежегодным проведением совместной научно-практической конференции в ЛГПУ, а также участием педагогов дополнительного образования в работе выставки: • на базе нашего Центра студенты Липецких учреждений ВПО проходят педпрактику;
3-ий этап работы заключается в выявлении талантливой и одаренной молодежи. Центром ежегодно проводятся областные спортивно-технические соревнования, конкурсы профессионального мастерства, выставки технического и декоративно-прикладного творчества "Мастерами славится Россия" и "Юный техник", а также Всероссийские конкурсы. • Так, например, творческое объединение "Рационализатор-изобретатель", основной целью которого является формирование умений и навыков по решению творческих задач и оформления охранных документов на полученное решение. Руководитель данного объединения молодой педагог д/о Тигров В.В. принял 2 раза участие во Всероссийском телевизионном конкурсе изобретателей товаров народного потребления "Идеи для России" в г. Москве со своими учащимися. 6 учащихся со своими изобретательскими работами участвовали в выставке "НТТМ" в г. Москве. • Создавая оригинальную модель ракеты или самолета в творческом объединении "Авиа- Ракетомодельный", ребята под руководством педагогов осваивают труд конструктора, чертежника, технолога, на практике познают законы физики, аэродинамики, материаловедения и других наук, что содействует их профессиональному самоопределению. Спортсмены-разрядники авиа- ракетомодельного кружков поступают в Московский авиационный институт и авиационные училища, что говорит о высоком уровне подготовки. • Так в творческих объединениях "Обработка металла", "Керамика", "Архитектурное моделирование" учащиеся в процессе обучения познают основы технического конструирования и моделирования; приобретают знания по профессиям технолог по обработке металлов, дизайнер; создают собственные творческие модели, укрепляется связь с основным образованием. • Сегодня ведется предварительная работа о сотрудничестве с Ремесленной палатой по Вопросу профилизации обучения. Мы понимаем, что не каждый ребенок, посещающий творческие объединения, станет художником или дизайнером, водителем или слесарем, но он сумеет овладеть необходимыми современными технологиями, приобретет опыт социальной адаптации в обществе.
Таким образом, осуществление целостной системы профильной и предпрофильной деятельности в дополнительном образовании помогает сформировать выпускника социально-адаптированным, конкурентно способным и востребованным на рынке труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаргай В.Б. "Профильное обучение" ж. "Воспитание и дополнительное образование" № 2, 2006г. 2. Головко В.М. "Парадигма опытно-эксперементальной работы в условиях профилизации основного и дополнительного обучения" ж. "Внешкольник" № 6, 2006г. 3. Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. "Психология профессионального успеха". С.-Петербург, 1998г. 4. Жовнер В.Ю. "Профильное обучение как способ модернизации дополнительного образования" Бюллетень № 3, 2006г. 5. Чистякова С.Н. Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера", М., Просвещение, 1997г.
|