Среда
15.05.2024
16:53
Категории каталога
Мои статьи [14]
"Техническое творчество" [9]
Здесь находятся информационные бюллетени "Техническое творчество". Сборники в pdf-формате, для их просмотра необходима программа Acrobat Reader
Каталоги [1]
Каталоги фотоконкурсов и выставок
Бумажные модели [2]
В этом разделе размещены модели из бумаги. Вам нужно только распечатать и склеить.
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Наш опрос
Кто Вы?
Всего ответов: 33
ЦД(Ю)ТТ Липецкой области
Главная » Статьи » Мои статьи

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УДОД

Контроль за образовательным процессом в центре детского (юношеского) технического творчества является одним из важнейших механизмов непрерывного совершенствования качества дополнительного образования и главным источником информации для принятия управленческого решения.

Контроль способствует созданию оптимальных психолого-педагогических условий для реализации основных и дополнительных услуг, эффективному проведению учебно-воспитательного процесса, координированию программно-методической деятельности, в целом повышению результативности работы центра.

Чтобы эффективно управлять деятельностью учреждения – необходимо компетентно оценивать качество работы педагогов, а также результаты, достигнутые детьми.

По нашему мнению, факторами, влияющими на результативность и качество работы учреждения дополнительного образования, являются: эмоционально-благоприятный микроклимат педагогического коллектива, постоянный состав педагогических кадров, четко сформулированные цели, задачи обучения, воспитания и развития детей, научно-методическое обеспечение образовательного процесса, грамотно построенная система управления методической деятельностью и учебно-воспитательным процессом.

Одним из важных аспектов в работе руководителя методической службы является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по направлениям деятельности педагогов.

Столкнувшись с проблемой отслеживания результатов образовательной деятельности в творческих объединениях, нам пришлось продумать механизм контроля качества обучения и воспитания учащихся в творческом объединении.

В науке не существует единства мнений и подходов относительно классификации видов контроля. Однако в практике работы нашего учреждения сложились и используются такие формы контроля, как оперативный, тематический, итоговый.

Оперативный контроль направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, вызывающих ту или иную проблему.

Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным. В нашем центре одной из форм организации оперативного контроля является проведение дней диагностики.

Целью проведения таких дней является оперативная диагностика, выработка мер по регулированию деятельности педагогических работников, перевод на качественно новый уровень организации педагогического коллектива.

 

Диагностика ведется по различным аспектам:

С учащимися:

  в сентябре проводится диагностика учащихся творческих объединений по выявлению уровня технических способностей (схема "Диагностика уровня технических способностей учащихся творческого объединения "Картинг");

в течение года изучаются: диагностика личностных качеств и изменений детей, произошедших с ними в центре, особенности развития одаренных детей, детей с ограниченными возможностями.

 

 

 

С педагогами:

 изучение уровня профессиональных затруднений педагогов дополнительного образования;

 изучение психологического микроклимата педагогического коллектива (схема "Диагностика микроклимата педагогического коллектива ЦД(Ю)ТТ").

 

Анализ результатов диагностики помогает подобрать педагогам индивидуальные программы обучения воспитанников с последующим анализом задач и методов работы с ней на каждое полугодие, своевременно оказать необходимую помощь педагогам нашего центра в организации образовательного процесса и сориентировать педагогический коллектив на гармоничное развитие межличностных отношений.

Важным в работе руководителя является всестороннее изучение состояния педагогического процесса по направлениям деятельности педагогов.

Собрать наиболее полную информацию, а, следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива помогает тематический контроль. Руководитель должен ясно представить и четко сформулировать, какие результаты должны быть получены по итогам тематического контроля. Тематический контроль в нашем учреждении направлен на улучшение результатов учебно-воспитательного процесса.

Для обеспечения эффективности образовательного процесса нами была проанализирована и пересмотрена программно-методическая база учреждения.

Педагогический контроль над реализацией образовательных программ осуществляется в нашем центре с целью отслеживания результатов образовательной деятельности, прогнозирования результатов обучения, поощрению наших воспитанников. В нашем учреждении была принята следующая технологическая схема педагогического контроля за освоением детьми образовательных программ:

Предварительная диагностика проводится с целью корректировки учебно- тематического плана образовательной программы. Диагностика проводится в первые дни обучения и определяет уровень начальной подготовки ребенка. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения направления и формы индивидуальной работы с каждым ребенком. Диагностика проводится по итогам первого полугодия и в конце учебного года, если ребенок переходит на следующий год обучения. В творческих объединениях используются разнообразные формы промежуточной аттестации; для проверки теоретической части педагоги применяют тестовые задания разного рода сложности,кроссворды, загадки и т.д.


Результаты, полученные при аттестации, позволяют выявить уровень усвоения учебного материала в сравнении с годами обучения и подобрать индивидуальные маршруты работы с обучающимися.

Итоговая аттестация выпускников проводится с целью определения уровня творческих способностей на основе полученных знаний, умений и развития навыков. Традиционными формами итоговой аттестации творческих объединений являются: соревнования, выставки.

Но это не всегда дает полной картины оценки работы выпускников, так как в таких мероприятиях участвуют не все воспитанники детских объединений, а, в основном, наиболее одаренные и занимающиеся не первый год. Поэтому педагоги нашего учреждения при проведении итоговой аттестации на своих занятиях применяют следующие формы познавательной деятельности: деловые игры, викторины, конкурсы, аукционы знаний и т.д. В ходе исследования особый интерес у нас вызвала проблема разработки методик изучения особенностей личности ребенка. Оценить личностную сферу учащегося намного сложнее, так как обычно этот результат остается вне поля зрения.

 

К "внутренней" сфере деятельности учащихся мы относим:

 

  воспитанность;

  мотивация к занятиям;

  развитие творческих способностей, творческой активности воспитанников;

  самооценка учащихся;

  психическое и физическое самочувствие воспитанников.



В действующем Законе "Об образовании" определены четкие приоритеты в организации образовательного процесса. В качестве первоочередной задачи выдвигается "приоритет…здоровья человека….и свободного развития личности" При изучении личностной сферы учащегося мы уделяем большое внимание таким критериям как психическое и физическое самочувствие учащихся. Исследуя данные параметры, мы применяем методы наблюдения, тестирования, методы оценки динамики мыслетворческой свободы детей на занятиях, методы анализа базовых психомоторных функций. По данной проблеме педагоги систематически осуществляют взаимодействие с родителями, классным руководителем. В целях формирования в учреждении здоровьесберегающего образовательного пространства педагоги применяют на занятиях здоровьесберегающие технологии обучения (учитываем индивидуальные особенности физического и психического состояния учащихся, подбираем наиболее эффективные с точки зрения валеологии формы и методы обучения, формируем у детей мотивацию здорового образа жизни; включаем в процесс обучения информацию о факторах риска, осуществляем работу по профилактике наиболее распространенных заболеваний среди подростков, поддерживаем в творческих объединениях благоприятный психологический климат).

Система контроля и оценки детских достижений дает нам возможность проследить динамику развития каждого ребенка, выявить наиболее одаренных, создать условия для их дальнейшего формирования и развития. На этом пути мы выделяет несколько этапов развития творческого потенциала личности (на примере творческого объединения" Глиняная игрушка").

Первый этап – это адаптация ребёнка к новым условиям, содействие психическому и физическому здоровью, раскрытие индивидуальности, коррекция разного рода затруднений. На этом этапе важно создать учащимся благоприятные условия для самовыражения. Результат достигнут, когда ребёнку комфортно в коллективе.

Второй этап – образовательный. Здесь происходит усвоение детьми содержания преподаваемого материала, поощряются и поддерживаются творческие успехи, развивается интерес к лепке. Здесь результат состоит в свободном владении различными материалами (глиной, красками, и т.д.), в умении выражать свои чувства и мысли в глине, в желании создавать изделия и удивлять других.

Третий этап – этап развития творческих способностей и творческой активности учащихся. На этом этапе развивается умение не только смотреть вокруг себя, но и видеть, замечать всё прекрасное, умение увидеть красоту в простых вещах. Педагогом поощряется желание детей творить, самовыражать свои мысли и чувства в материале. Здесь всё более отрабатываются различные технические умения.

Результат состоит в создании необыкновенных творческих работ, в росте мастерства владения разными приемами лепки. Время пребывания конкретного ребёнка на каждом этапе индивидуально.

Четвёртый этап – это этап подготовки педагога и учащихся к инновационной деятельности.

Таким образом, педагог может проконтролировать динамику развития творческого потенциала учащихся по годам обучения и оценить результативность своей деятельности.

 

Управление качеством образования и воспитания – проблема, требующая своего решения постоянно. Мы считаем, что грамотно продуманная система контроля учебно-воспитательным процессом может эффективно отразится на качестве образования и воспитания, изменив, таким образом, позиции педагога на данный аспект деятельности. Хотя существуют общие для всех образовательных учреждений показатели качества образования, тем не менее, во многом они всегда специфичны. Поэтому очень трудно, как правило, увидеть четкий результат деятельности педагога и учащихся в учреждениях дополнительного образования.

Отбирая содержание или изучаемый объект, нужно задуматься, какой вид контроля в данном случае будет более результативен. Механизм контроля должен выявлять отклонения от ожидаемых результатов, т.е. контроль должен быть чувствителен к сбоям.

 

А чтобы система контроля была эффективной, она должна обеспечивать:

 

   информированность;

   полноту охвата и выделения проблем, их актуальность;

    выбор целей;

    четкую спланированность;

     заинтересованность всех ее участников;

     повторность.

 

Мы считаем, что информация, полученная в ходе контроля, должна быть приведена в систему. Мы можем говорить о системе, если все виды контроля дополняют друг друга и дают объективную оценку состояния дел в учреждении.

Сегодня каждому учреждению важно правильно определить ступень своего развития, определить дальнейшие перспективы и пути. Проблема результативности и качества образовательной деятельности является актуальной проблемой. Нам многое нужно осмыслить, прежде чем создать комплекс критериев и методов по оценке результатов педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.

 

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1.           Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома – М.: АРКТИ, 2005г.

2.           Дополнительное образование и воспитание ж. № 3, 2007г.

3.           Дополнительное образование № 8, 2005г.

4.           Завуч. Управление современной школой ж. № 5, 2007г.

5.           Инновации в образовании ж. № 7, 2007г.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: zdytt (10.11.2008)
Просмотров: 8158 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]